Запрет на казённые иномарки? Чиновники давно готовы его обойти

На фото: президент РФ Владимир Путин у автомобиля Lada Vesta (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)

Идею пересадить российских чиновников на отечественные автомобили поддержал Владимир Путин. Об этом глава государства заявил на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности.

Некоторое время назад «министерства, ведомства, управление делами обратились с просьбой продолжить закупки, сделать упор, по сути, на автомобили иностранного производства», — рассказал президент. Однако он с этим категорически не согласился. «Это должно быть абсолютно исключено, и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях». А если «где-то будет поскромнее, чем раньше», то это «даже хорошо». Путин не сомневается, что чиновничество в России «должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, автомобилей, другой продукции».

Стоит напомнить, что идея пересаживания чиновников на российские членовозы высказывалась неоднократно. В 1990-е ее лоббировал тогдашний вице-премьер РФ Борис Немцов. Однако указ президента РФ Ельцина о запрете закупки иностранных автомобилей для правительственных чиновников, вышедший 1 апреля 1997 г., был просто саботирован. Более того, даже сам Борис Николаевич не произвел в этом отношении «импортозамещение».

В 2012 г. Владимир Путин, будучи главой правительства, попытался заняться «пересадкой» чиновников на российские автомобили. Это начинание было реализовано частично: хотя госслужащих не лишили права ездить на импортных машинах, но появилось требование, чтобы «железные кони» были отечественной сборки. Правда, контроль над федеральными чиновниками не был дополнен обязательствами в отношении управленцев на местах, поэтому в регионах по сей день в материалах о госзакупках порой фигурируют иномарки, ввезенные из-за границы. Кстати, расходы на приобретение через госзакупки импортных авто в нашей стране в первом полугодии 2023-го составили 464 млн рублей, это более чем вдвое превышает сумму за январь-июнь 2022-го, сообщает ТАСС со ссылкой на исследование «Контур. Торгов». Что касается периодичности замены чиновничьих авто, то глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспорта Богдан Коношенко заявил, что замену для госслужащих можно производить по графику, который позволит осуществить стопроцентный переход автопарка на российские машины за десять лет.

В минувшем июле спикер Государственной думы Вячеслав Володин выступил с призывом обязать государственные структуры приобретать исключительно российские авто. Он также выразил убеждение, что отечественный автопром заметно поднялся в качестве и расширил линейку выпускаемой продукции.

Кстати, сразу после «автомобильного» заявления Путина, в РИА «Новости» появился комментарий со ссылкой на «источник, знакомый с ситуацией», в котором говорилось, что «российский автопром не обладает мощностями, чтобы сделать большую закупку машин для российских чиновников».

Вице-президент Национального союза автомобилистов Антон Шапарин назвал предложение Владимира Путина «достаточно интересным», однако, по его словам, в такой переориентации чиновников на автомобили российского производства есть ряд нюансов.

— Прежде всего, интересно было бы уточнить, какое авто мы станем считать отечественным. Мне, честно говоря, это до конца непонятно. Станем ли считать, скажем, «Москвич», вроде бы отечественный бренд, но ведь это китайская машина, что называется, от корней волос до кончиков ногтей, в России не производится ничего. И наш Минпромторг не считает «Москвич» отечественной машиной, поскольку у нее нет подписанного здесь специального контракта и локализации. В то же время это министерство считает отечественным автомобиль «Эволют», который опять-таки от кончиков ногтей до корней волос является китайским, собирается в Поднебесной, поставляется к нам в страну в почти собранном виде, но по документам значится как отечественный.

«СП»: А по-настоящему отечественные марки у нас есть?

— Да, такие автомобили, локализованные, у нас имеются. Скажем, «Лада Нива». Вот здесь никаких вопросов нет. Как бы там ни было, когда разговор заходит о том, какие машины считать отечественными, сразу появляются сомнения насчет тех марок, что у нас принято причислять к собственно российским. Кроме того, следует понимать, что наши чиновники зачастую не держат автомобилей на балансе учреждений и ведомств.

«СП»: Это как?

— А зачем им держать, если проще заказать транспортные услуги вместе с водителем. Иными словами, они просто арендуют авто. Это, кстати, выходит гораздо более обременительно для бюджета, чем просто покупка даже довольно дорогих автомобилей. Поскольку условия аренды там соответствующие, есть компании, судя по всему, специализирующиеся на работе с конкретным органом власти. И эти компании предоставляют «Вольво», «Мерседесы», БМВ и вообще все, чего душа чиновника пожелает и в той комплектации, которой нужно. Приедет это все через Киргизию, а чиновник будет ходить радостный и довольный, ничего формально не нарушая. Получается, закон о госзакупках тут не действует. В общем, я сильно сомневаюсь, что наш автопром готов к таким перепадам, предусматривающим удовлетворение запросов чиновников, и сомневаюсь в выполнимости поручения главы государства в текущих условиях.

«СП»: То есть имеются нормативные лазейки. А если их перекрыть?

— Не думаю, что кто-то будет реально это делать. Ведь сопротивление высших и средних слоев чиновничества будет, уверяю вас, фантастическим. Мне интересно посмотреть, как, скажем, челябинский губернатор Текслер будет садиться и вылезать из «Нивы», как Собянин будет садиться и вылезать из «Москвича», если тот все же будет признан отечественной машиной. Про других пока умолчу. Таких нереализованных попыток было немало. Помнится, Юрий Михайлович Лужков пытался своих чиновников пересадить на «родные» машины. И даже его подчиненные сопротивлялись по полной — даже при известной лужковской степени управляемости гораздо более маленькой системы. А здесь потребуется решить задачу в границах огромной системы, участники которой весьма изобретательны в том, что касается личного комфорта.

«СП»: Констатируем, что слова Путина повиснут в воздухе?

— Наверное, их можно рассматривать как пожелание, напутственное слово для федеральных органов исполнительной власти по реализации стратегии развития автопрома. Некая программа действий для ведомств, чиновников на местах. Будем наблюдать, насколько властная вертикаль готова выполнить данное поручение президента.

Последние новости и все самое важное об импортозамещении читайте в теме «Свободной Прессы».

Источник: svpressa.ru